![](https://ct-bank.digitalrussia.tv/files/2024/04/whatsapp_image_2024-04-24_at_11-02-50_7_.jpeg)
Пастухов
Николай Исакович
«У меня был друг Арнольд. Когда кончилась война, он спросил: как мы дальше будем жить? Конечно, точка отсчета для нас была одна: война. Каким образом я остался жив, я до сих пор не понимаю. И когда вернулись, сказали друг другу: мы должны служить искусству, и своей жизнью доказать — мы стоим того, что остались в живых, и все, что у нас есть, отдадим на пользу человечеству. Мы это написали и расписались кровью».
Николай Исакович Пастухов, интервью журналу «Страстной бульвар, 10»
![](https://ct-bank.digitalrussia.tv/files/2024/04/whatsapp_image_2024-04-24_at_11-02-50_7_.jpeg)
Фронтовой путь
Николай Исакович Пастухов родился в деревне Пески Суражского района (ныне Брянская область), рос в Москве. Подростком увидел Александра Остужева в роли Отелло на сцене Малого театра и заинтересовался актерской профессией. В 16 лет пришел в Центральный театр Красной (позже Советской) армии, который набирал артистов во вспомогательный состав. Режиссер Алексей Попов принял юношу в труппу и стал его первым педагогом. Он же провожал Николая на войну, а потом прислал на фронт фотографию с наставлением «Возвращайся!».
В армию Пастухов ушел 7 октября 1942 года, попал на Брянский фронт в составе 10-й гвардейской танковой бригады. С апреля 1944 года воевал на 2-м Прибалтийском фронте. После ранения гвардии младший сержант Пастухов служил музыкантом в музыкальном взводе 308-й стрелковой дивизии. В ее составе и закончил войну.
«Пренебрегая опасностями боевой обстановки, невзирая на обстрел противника, Пастухов, проводя свою работу на переднем крае, честно выполнял свой долг, показывая образцы личного мужества и отваги».
Из наградного листа к ордену Красной Звезды (орфография и пунктуация сохранены)
Творческий путь
После демобилизации в 1945 году Пастухов вернулся в Центральный театр Красной армии, затем некоторое время работал на сценах Тамбовского драматического театра и «Современника». В 1958 году вернулся Театр Советской армии, где долгие годы был одним из ведущих актеров. В 1977 году Николай Исакович получил звание народного артиста РСФСР.
![](https://ct-bank.digitalrussia.tv/files/2024/04/rabochiy_moment_iz_filma_v_den_prazdnika_1978g--_marlen_huciev_sleva%2C_kseniya_minina_i_nikolay_pastuhov_sprava-_kadr_mosfilm.jpg)
Рабочий момент из фильма «В день праздника» (1978г.). Марлен Хуциев (слева), Ксения Минина, Николай Пастухов (справа). Кадр предоставлен Киноконцерном «Мосфильм»
![](https://ct-bank.digitalrussia.tv/files/2024/04/rabochiy_moment_iz_filma_dyadya_vanya_1970g--_kadr_predostavlen_kinokoncernom_mosfilm.jpg)
Рабочий момент из фильма «Дядя Ваня» (1970г.).
Кадр предоставлен Киноконцерном «Мосфильм».
Кинодебютом Пастухова в кино стал эпизодический персонаж в телефильме «Укрощение строптивой» (1961 г.). Второй раз на съемочной площадке он появился лишь в 1969 году. Андрей Кончаловский увидел актера на сцене Театра Советской армии в спектакле «Дядя Ваня» и пригласил в свою картину на ту же самую роль — обедневшего помещика Телегина. Вскоре Пастухов сыграл главную роль в экранизации «Станционный смотритель» Сергея Соловьева. Эта картина принесла 49-летнему исполнителю известность и положила начало сотрудничеству с Никитой Михалковым, который был его партнером по фильму.
В дальнейшем Михалков снял актера в четырех своих режиссерских проектах: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».
Знаковыми работами для актера-фронтовика стали картины «От зари до зари» и «В день праздника», где он создал образы ветеранов, которых и в мирное время не оставляет память о военном прошлом.
![](https://ct-bank.digitalrussia.tv/files/2024/04/rabochiy_moment_iz_filma_stancionnyy_smotritel_1972g--_kadr_predostavlen_kinokoncernom_mosfilm_1_.jpg)
Рабочий момент из фильма «Станционный смотритель» (1972г.).
Кадр предоставлен Киноконцерном «Мосфильм»
Все документы предоставлены Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации